Правильная стратегия

Рыба ищет, где глубже, человек — где лучше, а директор куйбышевской компании «ФИШ МЭН» Евгений Шихалёв последние три месяца усиленно был занят решением целого комплекса вопросов. Как в условиях новой экономической реальности не потерять рынки сбыта и сохранить на плаву предприятие, которому уже почти 20 лет, и которое является одним из крупнейших частных работодателей и налогоплательщиков города? Директор и его команда выстроили не просто успешный бизнес, но и стали крупнейшим экспортёром филе хищных рыб — судака, окуня и щуки — в страны ЕС, а также США и Канаду — 90–100 тонн ежемесячно. С вопроса о потерях от новых санкций и начался наш разговор с Евгением Александровичем.

— Скорее всего, по крайней мере — на данный момент, мы потеряли рынок США и Канады (25 процентов наших поставок), которые отказались работать с российской продукцией, даже с той, что поступает реэкспортом из европейских стран, — рассказал он. — Были сложности с Литвой (30 процентов нашего экспорта), но только с местными банками, потому что наши европейские клиенты от самой рыбы не отказываются и не собираются этого делать. Есть вариант реэкспорта через Казахстан, либо североамериканскую долю рынка с удовольствием заберут другие европейские страны. Скоро мы повезём нашу продукцию на выставку в ОАЭ — это также перспективное направление. Да, вся эта ситуация внесла определённую сумятицу, пришлось строить новые логистические цепочки, но в целом за экспорт особой тревоги нет.

Кроме «европейского номера» — своеобразного сертификата на право поставки продукции рыболовства в страны ЕС, в 2019 году «ФИШ МЭН» получил и «китайский номер». Но из-за пандемии и некоторых бюрократических нюансов в самом Китае полноценное сотрудничество с этим огромным рынком наладить пока не удалось, но как вариант на будущее — это огромная перспектива. Одна из проблем состоит в том, что в Китае, как и в России, многие предпочитают закупать сырьё и перерабатывать самостоятельно, и куйбышевская компания в этом плане сильно выбивается из общего ряда. Но, с точки зрения и бизнеса, и экономики в целом, именно стратегия «ФИШ МЭН» самая правильная.

 150 человек работают на предприятии «ФИШ МЭН». Это первоклассные специалисты с уникальными навыками и опытом.

— Переработка, создание добавленной стоимости, новых рабочих мест, увеличение налогов и валютных поступлений от экспорта — это правильно во всех смыслах, — убеждён Евгений Шихалёв. — Быть «сырьевым придатком» в любой отрасли — более лёгкий, но малоперспективный путь. Мы нашли свою нишу на рынке, за 15 с лишним лет создали сплочённый высокопрофессиональный коллектив и не собираемся отказываться от своей стратегии развития.

Общая квота на вылов хищных рыб в нашей области — около 3 000 тонн, при этом квота «ФИШ МЭН», занимающегося переработкой, — около 20%. Предприятие готово к сотрудничеству с другими компаниями, готово перерабатывать в разы больше, чтобы оставлять рабочие места и налоги в области. За счёт собственных средств и при поддержке регионального минсельхоза в прошлом году была продолжена модернизация производства. Сегодня общий объём всей перерабатываемой рыбы на «ФИШ МЭН» составляет около 3 000 тонн в год, а реальные мощности предприятия позволяют увеличить эту цифру на 30–50%.

Через месяц 300-летие отмечает Куйбышев, с которым связана история «ФИШ МЭН» и жизнь Евгения Александровича. Предприятие активно участвует в жизни родного города, немало средств жертвует на меценатские цели, помогая Куйбышеву и дальше хорошеть и развиваться. *